Почвенничество


Почвенничество
   литературно-общественное и философское направление 60-х гг. XIX в., представителей к-рого объединяли определенные идейно-философские концепции, взгляды на социальное устройство об-ва, науку, искусство, политику. Генетически П. восходило к направлению "молодой редакции" журн. "Москвитянин" (1850–1856), осн. его принципы были сформулированы на страницах журн. "Время" (1861–1863) и "Эпоха" (1864–1865). Во взглядах главных представителей П. (Григорьев, братья М. М. и Ф. М. Достоевские, Страхов) основополагающей была идея о "национальной почве" как основе и форме социального и духовного развития России. "Русское общество должно соединиться с народной почвой и принять в себя народный элемент", - писал Достоевский. В философском плане П. было консервативной формой философского романтизма. Григорьев сам называл себя "последним романтиком", большое влияние фр. романтизма (В. Гюго) испытал Достоевский. Три исходные, специфические для романтизма посылки - индивидуум, нация и универсум получили в П. своеобразное развитие, Центр философских размышлений был смещен в сторону "национальной почвы", нация осмыслялась как исходный принцип философствования. При этом шеллин-гианство Григорьева, гегельянство Страхова хотя и соприкасались с кругом почвеннических идей, оформляя их в виде теории "органической критики" у первого или "рационального естествознания" у второго, но по отношению к П. были чем-то внешним. Осн. идеи П. сложились в полемике с журн. "Современник" Чернышевского и "Русское слово" Писарева по вопросам революции, прогресса и искусства. Достоевскому и Григорьеву была очень близка романтическая идея о превосходстве искусства над наукой. Они полагали, что наука аналитична, тогда как искусство синтетично и потому полнее угадывает потребности эпохи и дух народа. Для неакадемического образно-художественного философствования Достоевского было характерно сопряжение философии и искусства, "Философию не надо полагать простой математической задачей, где неизвестное природа… Поэт в порыве вдохновения разгадывает Бога, следовательно, исполняет назначение философии, - следовательно, поэтический восторг есть восторг философии… Следовательно, философия есть тоже поэзия, только высший градус ее". Профессиональный философ Страхов в "Письмах о философии" выразил свое отношение к философии строже: "Философия не есть верование, чаяние или мнение, а понятие и наука о Божественном" (Вопросы философии и психологии. 1902. Кн. 1(16). С. 790). В философском трактате "Мир как целое. Черты из науки о природе" Страхов развил идеи антропологии П. в духе христианского персонализма. В человеке заключены величайшая загадка и величайшее чудо мироздания. Человек занимает центральное место по всем направлениям связей, соединяющих мир в одно целое. Мир, как организм, есть иерархия составляющих его частей - отношение между ними включено в общую гармонию целого, в к-ром нет ничего лишнего и бесполезного. Религиозно-христианская ориентированность философских построений была одной из важнейших черт П. Напр., Достоевский, чуткий к социальной жизни своей эпохи, предпринял попытку построения религиозно-социальной утопии, воплощенной в рае Христа. "Вся история, как человечества, так отчасти и каждого отдельно, есть только развитие, борьба, стремление и достижение этой цели" (Достоевский Ф. М. Поли, собр. соч.: В 30 т. Л., 1980. Т. 20. С. 172). Религиозное чувство смирения, самоотречение, стремление к царству Божьему сочетались у представителей П. с идеей об особой миссии рус. народа, призванного спасти человечество. В письме к М. П. Погодину от 26 августа 1859 г. Григорьев писал: "Под православием разумею я сам для себя просто известное, стихийно-историческое начало, кото-I рому суждено еще жить и дать новые формы жизни, искусства… на почве славянства, и преимущественно вели-I корусского славянства, с широтою его нравственного захвата - должно обосновать мир" (Григорьев А. Воспоминания. Л., 1980. С. 301). П. претендовало на создание "нейтральной" идейной платформы: с одной стороны, реформаторские требования отмены крепостного права ("кошмарного прошлого"), с другой - неприятие строя буржуазной демократии ("чумы буржуазной"). На основе "нейтральной" идеологической позиции П. стремилось объединить все общественные течения вокруг идеи о самобытном пути России. Идейное родство П. со славянофилами не мешало признанию целого ряда заслуг и за зап. культурой. Обличение "гнилого Запада" - его буржуазности и бездуховности, тлетворности его революционных, социалистических и материалистических идей сочеталось в П. с высокой оценкой "европейской культуры". Социологическая концепция П. включала утопическую идею сближения западничества, славянофильства, "официальной народности" и православия. Высшей целью социального реформаторства П. была программа "постепенства и малых дел", призывающая к "слиянию" всего "просвещенного общества" с народом в традиционно устоявшиеся формы рус. быта - общину и земство. П. было постоянным объектом резкой критики со стороны идеологов радикальных и революционно-I демократических слоев рус. об-ва. Западноевропейская историография и совр. русистика часто обращаются к широкому кругу почвеннических идей, интерпретируя и характеризуя их как "истинную форму русского духа" и "русского национального самосознания".
   Л и т.: Нечаев В. С. Журнал М. М. и Ф. М. Достоевских "Время", 1861–1863. М, 1972; Журавлева А. "Органическая критика" Аполлона Григорьева // Григорьев А. Эстетика и критика. М., 1980; Абрамов А. И. Почвенничество // История эстетической мысли. М., 1987. Т. 4.
   А. И. Абрамов

Русская Философия. Энциклопедия. . 2015.

Смотреть что такое "Почвенничество" в других словарях:

  • ПОЧВЕННИЧЕСТВО — идейное направление в России 1860 х гг. Не представляя законченной идеологии, П. сформировалось на основе общих взглядов, разделяемых писателями А.A. Григорьевым, Ф.М. и М.М. Достоевскими, философом Н.Н. Страховым. Представители П. стремились… …   Философская энциклопедия

  • ПОЧВЕННИЧЕСТВО — ПОЧВЕННИЧЕСТВО, течение русской общественной мысли, родственное славянофильству. Возникло в 1860 х гг. Его представители (братья Ф. М. и М. М. Достоевские, А. А. Григорьев, Н. Н. Страхов и др.) признавали особой миссией русского народа спасение… …   Русская история

  • ПОЧВЕННИЧЕСТВО — ПОЧВЕННИЧЕСТВО, почвенничества, мн. нет, ср. (ист., лит.). Течение в русской литературе 60 х гг. 19 в., являвшееся разновидностью славянофильства. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • почвенничество — сущ., кол во синонимов: 2 • национализм (4) • самобытность (39) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Почвенничество — Почвенничество  течение русской общественной мысли, родственное славянофильству, противоположное западничеству. Возникло в 1860 х гг. Приверженцы называются почвенниками. Почвенники признавали особой миссией русского народа спасение всего… …   Википедия

  • Почвенничество —         русское литературно общественное направление 60 х гг. 19 в. Связано с деятельностью писателей разночинцев, группировавшихся вокруг журналов братьев Ф. М. и М. М. Достоевских «Время» (1861 63) и «Эпоха» (1864 65); его идеологами и… …   Большая советская энциклопедия

  • ПОЧВЕННИЧЕСТВО — рус. лит. общественное направление 60 х гг. 19 в., тесно связанное с деятельностью P. M. Достоевского, критика и поэта А. А. Григорьева, философа и публициста Н. Н. Страхова и др. писателей, группировавшихся вокруг журн. братьев Достоевских Время …   Советская историческая энциклопедия

  • Почвенничество — ср. Течение в русской литературе 60 х годов XIX в., являвшееся разновидностью славянофильства. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • почвенничество — почвенничество, почвенничества, почвенничества, почвенничеств, почвенничеству, почвенничествам, почвенничество, почвенничества, почвенничеством, почвенничествами, почвенничестве, почвенничествах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А …   Формы слов

  • почвенничество — п очвенничество, а …   Русский орфографический словарь

Книги